Безопасность на льду

Истинные ценители знают, что зимняя рыбалка - это песня. Мы наконец-то оставим мягкие диваны, забросим пульт от телевизора и отправимся покорять ледяные просторы. Мы будем бурить лунки, не замечая в азарте 30-ти градусного мороза, и получать от клева неземной кайф. Потому что зимняя рыбалка - это романтика. Это белое, слепящее глаза, солнце, отражающееся в ледяной крошке. Это колючий ветер, бьющий в лицо. Это когда не замечаешь посиневшие от холода пальцы на руках. Но и снега под мартовским солнцем, звенящая тишина, вкусный воздух. И это круче, чем пиво и новая компьютерная игрушка. Потому, что зимняя рыбалка - удовольствие для настоящих мужчин, которые не боятся отморозить себе все на свете, просидев на алюминиевой табуретке полдня в ожидании улова.
Но каждый рыбак в душе боится только одного, провалиться под лед!
Рассмотрим средства индивидуальной защиты.
Первейшее - это здравый смысл.
Спасалки.
Спасалки - это две пластиковых рукоятки с острыми металлическими шипами. Если рыболов провалится, то, крепко сжав в ладонях рукоятки, втыкая шипы в лед перед собой, он постепенно и без особого напряжения вытянет себя из полыньи. Согласитесь, с голыми руками такую операцию проделать очень трудно. Можно смастерить "спасалки" из подручных материалов, а можно купить фабричные, которые хороши тем, что почти ничего не весят, складываются вместе так, что шипы прячутся в пазы, и не цепляются за одежду.
Веревка 15 - 25м, идеально, если во время перехода Вы волочете на ней ящик/ледянки с "барахлом", а сами идете на легке.
Спасательный жилет или костюм поплавок.
Лыжи
Шест
Пешня
Желательно изготовленная собственноручно легкая "тыкалка" из заточенного арматурного прутка (~40 см длиной + ручка). Пешней надо правильно работать, на каждый шаг три удара - влево, вправо и в то место, куда встанет нога, автоматизм вырабатывается за пару рыбалок.
Средства для разведения огня в герметичной упаковке (спички, сухой спирт, бумага и т.д.)
Необходимо в рыбацкой одежде в кармане иметь запаянный наглухо целлофановый пакет с коробкой спичек и небольшим количеством горючего материала, как, например, сухой спирт и пр., а также сложенный в несколько раз лист бумаги. Занимает это немного места и очень поможет в случае, если промокнет одежда, разжечь костер для сушки.
Сухие носки, завернутые в пару-другую ПЭ пакетов
Герметично упакованный сотовый телефон.
Для больших пространств: компас (GPS- навигатор) и плитка шоколада в кармане.

Пункт 2 и 4 - оптимальное соотношение, выбраться "сухим" из воды.
Какой лед бывает опасен

Признаки и места расположения ненадежного льда:
Любой лед тоньше 5см. Норма - 10см на 100кг.
Образование концентрических трещин со скрипящим звуком - очень опасный признак! Радиальные трещины, образующиеся с потрескиванием - тоже не хорошо, хотя и не столь опасно.
Темный и/или ноздреватый лед.
Лед, пробивающийся одним ударом пешни.
Места выхода воды на лед.
У стоков заводов или других предприятий.
Где бьют ключи, впадают ручьи и реки.
У берега.
На течении.
У зарослей камыша и тростника.
Вмерзшие в лед коряги и водоросли, воздушные пузыри и трещины - потенциально опасные места, которые лучше обойти стороной.
Особую опасность представляет лед, покрытый толстым слоем снега, так как вода под ним замерзает медленно и неравномерно.
Будьте особенно осторожны при переходе реки ниже плотины. Там состояние льда меняется быстро, и иногда уже через 2-3 часа бывает нельзя вернуться обратно по своему следу.

Темные места на льду всегда должны вызывать подозрения и их нужно обходить, проверяя пешней. Тонкий лед или незамерзающие майны образуются в основном по 2-м причинам: или в этом месте сильное течение или летние водоросли, опустившиеся на дно, при гниении выделяют тепло. Майну видно издалека как темное пятно, совсем открытое или затянутое тонкой пленкой льда, разумеется, на большом расстоянии вокруг нее лед тонкий.

На натоптанной тропе может провалиться даже человек, особенно если тропа идет между островками камыша. Там, где гниют водоросли, температура воды намного выше, и лед в таких местах от температуры и поднимающихся газов становится рыхлым по всей его толщине. Вблизи камышей и при отсутствии течения вполне могут быть гниющие водоросли в больших количествах, и об этом нужно всегда помнить. Можно запоминать такие места летом. 6. Нужно знать также, что выходить на тонкий лед можно только тогда, когда он достигнет толщины 5 см.

Если из лунки выдавливается вода, лучше долго на ней не задерживаться, а искать новое место для рыбалки.
Советы для последнего льда.

Только про весну. Когда лёд уже всплыл. Если утром лёд шипит или прогибается, идти нельзя. Хотя шипит обычно к вечеру, тогда уже только шипеть в ответ. Если идёшь мимо лунок, а из них в такт шагам выпрыгивает вода, надо включить мозг на полную, а не кричать приятелю "Иди сюда, позырь, как прикольно". Если сверлишь, а бур идёт быстрее, чем ждёшь, и в конце проваливается, лучше идти на берег. Причём пробно засверлиться можно и у берега, до того, как уже далеко ушел и остановился над рыбой. Если сверлишь, а вода или сырость появляются раньше, чем досверлил до конца, значит, это уже не лёд, а ватка с пропиткой. Посмотрев в лунку, можно оценить и толщину и структуру льда. Или уже не льда. Если мормышка часто цепляется снизу, обрати внимание. Возможно, леска врезается в края лунки, и протаскивается между "иглами". Это уже не лёд, а вертикально спрессованные макароны. И надо держать ухо востро. Всегда лучше идти по светлым и обходить тёмные места. Если что не так, обратно теми же следами и искать другой путь. Лучше быть не одному, но и не совсем уж рядом вместе. Спасалки и веңвка. Бур в рабочем, а не походном состоянии. Ножи только прикрой и без них весело. Санки или корыто, для увеличения площади опоры или распределения веса, как понятнее. По этой же причине лучше не вытаскивать провалившуюся ногу, вставая на оставшуюся на льду.
Как перемещаться по льду

Очень важно приучить себя не расслабляться на льду, все время помнить, что вы находитесь не на тверди земной, и что лед может подвести вас в самый неожиданный момент, особенно в начале или в конце зимнего сезона.
Переходить водоем по льду только при хорошей видимости.
Желательно идти группой.
Первым идет опытный рыбак.
Дистанция - от 5м.
Идти, проверяя лед пешней.
Идти скользящим шагом, не отрывая ног ото льда.
Рюкзак на одном плече, если на лыжах - расстегнуть крепления и снять петли палок с рук.
Спасалки - на груди или, как у детей варежки, на резинке.
Лучше выходить на лед по чужим следам или там где явно виден безопасный сход.
Обходить участки с темным, ноздреватым льдом.
Безопасная толщина льда - 10см на 100кг.
Не уходить далеко по глубокому или мокрому снегу.
По первому и последнему льду всегда ходить с ДРУЗЬЯМИ

Правила перехода по льду:
определить несущую способность льда (безопасной толщиной льда для перехода считается - 10 см. на 100 кг. веса);
переходить водоем по льду только при хорошей видимости;
идя на лыжах, расстегнуть крепления, снять с рук ремни палок;
взять длинную палку (шест), веревку длиною не менее 15 метров;
спускаться там, где нет промоины или вмерзших в лед кустов;
идти осторожно, проверяя перед собой лед;
расстояние между людьми не менее 5 метров.

Неопытный человек никогда не должен в незнакомых местах выходить на лед первым. Первым идет опытный рыбак и через каждые 2 шага проверяет крепость льда ударами по нему пешней. Если не пробивается лед с одного удара - идти можно. Все остальные идут за ним, рассредоточившись по его следу, по зарубкам пешни, причем 1-й идущий за опытным рыбаком должен идти в 5 метрах позади него, и в таком же порядке - остальные. Если лед вдруг пробился, останавливаются все. Ищущий проход отступает, а затем идет вправо, влево, пока не найдет проход, все остальные тоже отступают и ждут, а затем в том же порядке продолжают движение. Придя на место рыбалки и уже расположившись для ловли рыбы, каждый может, пробуя лед, но только пешней отходить в любую сторону для сверления и пробивания лунок. Ходить до места рыбалки и обратно всегда нужно по набитым рыбаками тропам, коих в разных направлениях достаточно. Если есть желание отклониться вправо или влево, то обязательно нужно проверять лед пешнею. Ходить на рыбалку лучше компанией в 2-3 человека или более. На группу должна быть хотя бы 1 пешня, остальные могут иметь ледобуры. Можно ходить на рыбалку и одному, но только в знакомые места и без пешни, только с ледобуром, недалеко от берега, где всегда есть рыбаки. Уходить с рыбалки нужно по светлому времени опять же вместе со всеми, чтобы до наступления темноты успеть дойти до берега.

Если рыбак вдруг по какой-то причине остался один и без пешни, а идти до берега далеко, то нужно искать натоптанную тропу или зарубки от пешни недавно прошедшего рыбака и идти по ним, а если на льду снег, то по следам в снегу. Направление и ориентиры на своем берегу всегда известны. Идя по зарубкам во льду или следу в снегу рыбак выйдет на какую-то тропу, ведущую в нужном направлении, т.к. тропы со всех направлений всегда сходятся в основную тропу. Кстати, зарубки от пешни на льду и следы на снегу держатся недолго, дня 2, а затем засыпаются снегом или обтаивают. И если рыбак видит их и идет по ним, он точно знает, что следы свежие, недавние.

Передвигаться по тонкому льду можно только скользящим шагом, не отрывая ног ото льда. Подходить друг к другу на таком льду нельзя, может не выдержать 2-х человек, и оба окажутся в воде. Такой лед образуется в начале зимы во время его становления, а также весной у берегов. Подтаивая снизу, он становится тонким или вообще растаивает и у берегов образуются водные закраины. По такому льду нужно идти осторожно, держа рюкзак на лямке на одном плече, в случае, если провалишься, рюкзак по инерции слетит. Идти нужно на расстоянии друг от друга.

Не входите на тонкий неокрепший лед, не приближайтесь к трещинам, прорубям на льду, не собирайтесь группами на отдельных участках льда, не выходите на лед в темное время суток, при плохой видимости, не выезжайте на лед на транспорте.

Не выходить на лед в одиночку. Лучше вообще на рыбалку ездить вдвоем или в большей компании. Но коли вы приехали один, особенно на первый лед, лучше объединиться с другими рыболовами и исследовать лед вместе.

Идти по тонкому льду нужно на некотором отдалении друг от друга, а не гуськом. Лед под вашими ногами может потрескивать и покрываться радиальными трещинами. Они еще не так опасны, как трещины концентрические, возникающие со скрипящим звуком. Вот с такого места надо быстро удалиться, не отрывая ног ото льда, скользящим шагом.

На первый лед не стоит выходить без пешни - она играет роль щупа, которым вы можете проверять лед перед собой сбоку от вашей тропы. Если лед пробивается с первого удара, дальше двигаться нельзя.

Лучше передвигаться по натоптанным тропинкам. Но коли вам понадобится пройти по целине - двигайтесь с разобранным коловоротом - брошенный поперек майны, он может спасти вашу жизнь.

Лучше выходить на лед по чужим следам или там, где ясно виден безопасный сход.

По последнему льду нужно быть вдвое осторожней, не скапливаться на одном "пятачке", обходить участки с темным, ноздреватым льдом.

Первый лед в разы надежней последнего, он всегда трещит сначала, пугает, предупреждает, последний лед непредсказуем, можно стоять, ловить, потом поднять одну ногу и....оказаться в воде.

Пластиковые большие ледянки на 15 метровой веревке, весь скарб на них пристегнут резинками. Спасалки в кармане в пределе быстрой досягаемости. Ну и одежда тоже важна. Очень опасно ходить в валенках с натянутой химзащитой, если провалишься сразу намокает и тянет вниз будто гирю прицепили. Очень желательно обувь типа "РОКС", или что дороже если финансы позволяют. Причем застежки - затяжки затягивать нормально ( в итоге вода сразу не пройдет, и минут 5 имеешь поплавки на ногах)

Одежда обязательна легкая и влагонепроницаемая, как правило в магазинах есть, но стоит от 5 тыс рублей. Как вариант спасжилет, не дорого и сердито.

По самому первому и крайне последнему, как вариант ходить с шестом 3-4 метровым ,выбраться тогда проще простого. Еще есть рецепт. Лыжи по типу охотничьих, тонкие широкие легкие.

Ну и не пить алкоголь на льду, однозначно.

Провалился. Что делать?

ГЛАВНОЕ не терять самообладание! Каждая секунда прибывания в воде работает против Вас: намокает одежда, покидают силы, развивается температурный шок!
Проваливаясь под лед, раскиньте руки и постарайтесь избавиться от лишних тяжестей. Не паникуйте!
На тонком (молодом) льду не делайте резких движений (не обламывайте кромку).
По последнему льду надо ударами рук обломать распадающийся лед, что бы добраться до относительно твердой кромки.
Выбирайтесь, по возможности в ту сторону, откуда пришли, там - проверенный лед.
Позовите на помощь (если есть кто-то рядом)!

ВАЖНО: Старайтесь не погружаться под воду с головой! Если возможно, переберитесь к тому краю полыньи, где течение не увлекает Вас под лед.

Провалившись, вы скорее всего окажетесь спиной к тому направлению, куда вам желательно выбираться.

Если вы достаете ногами до противоположного края провала, примите горизонтальное положение, упираясь в него ногами. Вытащите на лед сначала одну ногу, затем вторую. Перекатитесь на живот и отползайте подальше от места провала. Если майна большая, пробуем выплыть спиной. Характерно здесь то, что когда ложишься на спину, то голова, а соответственно и направление движения оказывается в сторону только что пройденного пути, т.е. точно на лед, по которому только что шел. Этот способ - очень эффективный и не требующий посторонней помощи и приспособлений.

А просто так, не пользуясь ничем, на лед вылезти практически невозможно, так как зацепиться на нем не за что. Так что самый эффективный способ - выплывать на лед на спине. Этот способ спасения на спине может применить абсолютно каждый, учитывая, что верхняя кромка льда возвышается над уровнем воды всего на 1-1,5 см, а то и вровень. Если вам удалось таким способом выбросить спину на лед, переворачивайтесь на живот и отползайте от полыньи. Если вы развернулись лицом к тому направлению, куда вам следует выбираться, ваша задача - выползти грудью на лед на столько, что бы вы могли вытащить ноги на край льда. Если есть - используйте спасалки (А они у вас ОБЯЗАНЫ быть!). Постарайтесь воткнуть их в лед как можно дальше от края провала и постепенно подтягиваясь на руках, переносите спасалки дальше и вытягивайте себя грудью на лед. Как только вы почувствуете, что можете освободить из воды ноги, вытащите ноги из воды и перекатывайтесь в сторону от полыньи и отползайте от нее по собственным следам.

Без спасалок задача становится намного сложнее, но можно, упираясь руками в лед, насколько это возможно, раскачать свое тело, как поплавок, и выброситься на лед грудью вперед, тут же перевернуться на спину и откатиться от полыньи.

Если к Вам уже идут на помощь, а у вас есть в кармане веревка с грузом - размотай и откинь от себя хотя бы метров на 10. Не упустите второй конец! Идеально это ледянки на 15метровой веревке, шансы, что придут на помощь посторонние люди увеличиваются в разы.
Как спасти тонущего человека
Действуйте решительно и быстро (но не безрассудно!), пострадавший коченеет в ледяной воде, намокшая одежда тянет его в низ.
Немедленно крикните ему, что идете на помощь. Когда вы спасаете провалившегося, нужно постоянно его подбадривать.
Приближайтесь к полынье ползком, широко раскинув руки.
Подложите под себя лыжи, фанеру или доску, чтобы увеличить площадь опоры и ползите на них.
К самому краю полыньи подползать нельзя.
Бросьте пострадавшему веревку или связанные вместе шарфы, протяните ему лыжу, шест...
Если Вы не один, то, взяв друг друга за ноги, ложитесь на лед цепочкой и двигайтесь к пролому
Подав пострадавшему подручное средство, вытащите его на лед и ползком двигайтесь от опасной зоны
В случае необходимости окажите пострадавшему первую медицинскую помощь.
Оставление в опасности - это не только свинство, но и уголовно наказуемое деяние.
Выбрался Из полыньи! Что делать дальше?
Уйти от опасного места.
Выжать одежду.
Если поблизости есть теплое помещение: жилье, машина, обогреваемая (а хотя бы и нет) палатка - напроситься на постой любой ценой!
Если поблизости нет теплых помещений - найдите место для разведения костра (ведь вы же не забыли взять с собой спички и растопку в герметичной упаковке...).
Если дров (травы, бензина, и т.д.) поблизости нет - сделайте все для согревания ног! Держите в ящике (а лучше за пазухой!) сухую пару носков, упакованных в пару ПЭ пакетов. И - бегом в сторону тепла!!!

Если сухих носков нет, но есть пакеты, отожмите шерстяные носки, наденьте на босую ногу пакет, сверху - отжатый шерстяной носок, сверху еще один пакет, а потом уже обувь.

Если вы намочили всю одежду и обувь, то нужно или разжечь костер, или же спешить к любому жилищу, пустят вас промокшего везде.

Если же вы зачерпнули только полные валенки даже в мороз градусов до 15, то их можно высушить, не прибегая ни к костру, ни к жилищу, а только теплом собственного тела, не уходя даже с рыбалки. Отжал две пары носок, одел вновь и побежал на близкий островок. Из-под снега на островках или на берегу всегда торчат стебли сухой травы. Набрал пучок этой травы, вновь отжал носки, сунул пучок этой травы в валенок. Трижды отжимал носки и менял мокрую траву на сухую и меньше чем за час высушился.

Как только выберетесь из опасной зоны или вытащите из нее спасенного, нужно предпринять все возможное, чтобы вернуть телу тепло - растереть кожу, если это возможно - переменить одежду на сухую или как следует отжать мокрую, напиться горячего чаю.

Хорошо помогает смесь сухого красного вина с горячим чаем - пару ложек вина на термос вполне достаточно.

Если все-таки сподобились и влетели, не страшно, мокрая одежда покрывается коркой льда, если двигаться - тепло и комфорт приемлемый, другое дело ноги, в сапоги натекает вода и такое ощущение. что идешь по льду босиком, "ласты" отморозить - легко. По этому с собой нужно иметь запасные шерстяные носки и 4 полиэтиленовых пакета - майки. На босую ногу одеваем сухой носок (можно одолжить у товарища с его ног) и сверху пару пакетов, плотно и в сапог, носок остается сухим и не впитывает воду из сырого вкладыша сапога, нога быстро согревается.
Едем по льду на машине

Призывать не ездить, бесполезно. И если вы все же решились на столь рискованный поступок, то существуют некоторые правила перемещения по льду на автомобиле.

Правил несколько:
Никогда не надо ехать по чужой колее ( только в случае крайней необходимости) На льду частенько образуются трещины, они не прямолинейны и подмерзают за день - два, но образуются своего рода языки, зоны ослабленного льда. Первая или сто первая машина идущая перед вами по колее, ломает такой язык, но сама пролетает его, и это уже ваша доля.
Лед всегда неоднороден по своей толщине, там где дно неровное и есть тяга - теплая донная вода истончает лед своеобразными пятаками. Эти опасные места надо просто знать, то есть кататься по ледяному полю не от кучи к куче, а обдуманно. Если вы все таки попали на опасный участок льда, пробурите серию лунок и промерьте лед по предполагаемому маршруту.
Всегда "слушайте" лед, под машиной он всегда гудит, есть гул не правильный, издаваемый льдом испытывающим критическую нагрузку. дело это субъективное, но проще остановиться и пробурить , померить лед. К слову - лед в 20 см смело держит буханку!
Не возите с собой пьяных друзей, если рыбалка с ездой по льду - пить только на берегу, после рыбалки.
Если вы передвигаетесь на двухдверной Ниве и вам страшно (бывает и так если в машине больше двух человек, а двери всего две), откройте багажник и пусть на его край сядет третий-четвертый пассажир, ноги свисают, не страшно, за то есть ответственность за жизнь пассажира.
Первый враг водителя на льду - это снежный буран, следы на льду заметает мгновенно, можно потерять дорогу, залететь в торосы, или перемет из снега , нужна лопата, веревка, и готовность копать - толкать до посинения.

для выездов на лед можно определить основные критерия рыбаков и их транспортных средств: 1. авто-спец средства для бездорожья (УАЗики, НИВЫ, ЕраЗы, Полноприводные ДЖИПЫ) 2. автомобили (все машины) 3. Индивидуальные средства передвижения (тарантасы, снегоходы)

Первые - самые тяжелые по весу и соответственно самые опасные в зимний период это первая категория транспортных средств. Выезд на лед на таких машинах сопряжен с серьезной опасностью, даже если в целом на водоеме стоит устойчивый ледовый ковер, то при сбросе или при подъеме воды, т.е. в связи с изменением ледовой ситуации возможны появления трещин и полыней, как правило, они и становятся виновниками трагедий на льду. Также существует устойчивая система на водоемах толщины льда: Есть зоны тонкого льда и наоборот, необходимо иметь четкое представление о таких границах безопасности (пример о.Кудрявый, Малиновые острова, это террирории повышенной опасности для выезжающих на лед) Для таких средств передвижения необходимо иметь обязательно пару широких досок, прочный трос , большой длины (желательно стальной), навигатор с лоцией, компас, и опытного штурмана с хорошим зрением, при передвижении, двери должны быть приоткрыты и задний выход доступен в случае экстренной ситуации. Передвижение таких средств обязательно должно происходить группами по 4-5 автомашин! Это очень важно, по своему опыту скажу, проваливались передним мостом мы в трещину не раз, но благодаря следующим за нами автомобилям удавалось выбраться из нее с наименьшими потерями, быстро зацепив тросом и вытянув медленно проседающую машину! Движение группой необходимо еще и потому, что быстро переметающую дорогу порой бывает плохо видно и часто приходится пробиваться, соответственно увеличивается расход топлива и усталость водителя и штурмана, поэтому необходима смена ведущего группы! Важно в такой группе иметь дружеские отношения между членами команды, знать номера телефонов, рыболовные пристрастия. При выходе в район лова, необходимо быть в визуальном контакте с членами своей команды, в случае необходимости придти на помощь, или в кратчайшие сроки всех собрать: для поиска рыбы или с целью эвакуации, в связи с изменением погодных условий! Все члены команды должны понимать серьезность положения и действовать слаженно в сложных ситуациях, подчиняясь дисциплине и под руководством опытного рыбака (штурмана, как угодно). Если, не дай Бог, машина попала в промоину или трещину, немедленно открывайте на полную ширину двери и покидайте машину, держа под контролем ситуацию и всегда стараясь помочь другим! Машина погружается (если попала в трещину и лед расходится) около 2 мин.

При правильной и спокойной эвакуации можно избежать жертв! Если в полынью, то быстрее - около 30 сек. В этой ситуации отплывайте максимально дальше от машины!
Вода ошибок не прощает, даже твердая...

Авторы использованных материалов:

KDB, Doctor, Zemlяk, Niaz и многие другие.

Под общей редакцией KDB.

Подбор материала Uncle.

Полезные дополнения в ходе работы над материалом: KDB, Doctor, Niaz, LЁDчик и многие другие.

Материал взят здесь: http://www.tatfish.com/fishing/articles/187.html